Корпоративное волонтерство: вызовы и решения

Главная тема предновогоднего выпуска дайджеста You Social Insight - корпоративное волонтерство. За последние девять лет данная сфера стала неотъемлемой частью стратегии устойчивого развития компаний.

Предлагаем более подробно рассмотреть актуальные вызовы, стоящие перед корпоративным добровольчеством сегодня, и разобраться, какими могут быть их эффективные решения.

Новые вызовы

· Выгорание лидеров волонтерского движения
Высокая нагрузка на работе и необходимость занимать активную роль в реализации волонтерских проектов из года в год приводит к усталости и ментальному выгоранию лидеров движения. Активные волонтеры отмечают, что были бы готовы перейти на позицию наставника, передав управление проектами преемникам, но не находят желающих среди коллег по причине страха ответственности и неудачи.

· Быстрая потеря мотивации у новых участников
Внутри устоявшихся волонтерских сообществ новым участникам может казаться, что их опыта недостаточно и любые начинания потерпят неудачу. Кроме того, многие добровольцы настроены на результат «здесь и сейчас» и не сразу готовы участвовать в долгосрочных проектах.

· Приевшиеся форматы волонтерских событий
Они перестают находить отклик среди аудитории. Экологические акции, выезды в приюты, благотворительные гуманитарные сборы — все события требуют переосмысления в части механики реализации.

· Сокращение ресурсов на корпоративное волонтерство
Необходимость сокращать бюджеты, большая социальная нагрузка на компании, увеличение рабочего времени – все это ставит перед организациями задачу не терять темпы развития волонтерского сообщества, несмотря на сокращение ресурсов.

· Сложности в вовлечении топ-менеджмента в волонтерские активности
Привычные активности не являются достаточно статусными для вовлечения представителей управляющей команды компании, хотя их участие в волонтерском движении может стать мотивирующим фактором для остальных сотрудников. Возникает потребность в новых форматах добровольческих активностей, которые можно смело предлагать топ-менеджменту.

· Неэффективность существующих форматов обучения
Образовательные программы для корпоративных волонтеров требуют новых подходов. Современный темп жизни, ориентация на быстрый и полезный контент задают новые тренды так называемого клипового мышления. В рамках конкурсов волонтерских проектов также показывает свою эффективность индивидуальная работа с лидерами волонтерских проектов.

Что делают компании в России

Компании находят разные подходы к решению обозначенных проблем — через партнерство с локальными НКО и благотворительными фондами, необычные форматы привычных акций, интеграцию волонтерских активностей в события для топ-менеджмента, проведение масштабных федеральных акций.
Несколько примеров:

Программа социальных инвестиций «Родные города» ПАО «Газпром нефть» проводит ежегодную новогоднюю благотворительную ярмарку — представители фондов предлагают свою сувенирную продукцию в качестве новогодних подарков сотрудникам компании в офисах.

Формат благотворительного новогоднего аукциона «Норникеля» стал альтернативой денежным сборам. Волонтеры компании предоставляют на аукцион сувениры, сделанные своими руками, а постоянные партнеры — уникальные лоты, например, фирменный шлем сборной России по хоккею. Компания удваивает вырученные средства, а затем направляет на адресную помощь жителям регионов присутствия компании, а также в благотворительные фонды.

Проблему вовлечения топ-менеджмента в программу корпоративного волонтерства ПАО «Северсталь» решает через внедрение волонтерских практик в бизнес-события. В июле этого года команда Downstream «Северстали» провела в Череповце стратегическую сессию топ-команды. Бизнес повестку коллеги разбавили масштабной экологической волонтерской акцией, которая одновременно прошла в шести городах присутствия.

Вовлечь новичков в волонтерское движение, а также получить весомые результаты «здесь и сейчас» позволил формат федерального проекта, реализованного брендом «Вкусно — и точка». Всероссийский экомарафон «#МойЭкоДень» объединил 78 городов России, а корпоративные волонтеры суммарно потратили 6 333 часа на реализацию акции.
Мировые практики
Западные практики также идут по пути взаимодействия с локальными НКО для развития корпоративного волонтерства. Это позволяет значительно сократить ресурсозатраты на организацию внутренних добровольческих программ, а компания при этом может быть уверена, что помощь будет востребована и оказана «под присмотром» экспертов сферы.

Авиакомпания Southwest Airlines в рамках программы «Tickets for Time» дарит сотрудникам один билет в любом направлении туда-обратно (до шести за календарный год) за каждые 40 часов, которые они тратят на волонтерство в местных школах и некоммерческих организациях.

Стартап Swoovy предлагает компаниям подключиться к сервису своего рода «дейтинга» для корпоративных волонтеров. Сотрудники заполняют профили на основе своих интересов, а приложение подбирает им «друга по волонтерству» со схожими приоритетами и интересами.

Программа волонтерства сотрудников телекоммуникационной компании Verizon включает в себя инициативы, направленные на обучение студентов и помощь пожилым людям с освоением современных технологий. Например, сотрудники компании подключаются к специальной платформе онлайн-обучения и помогают студентам выполнять домашние задания, готовиться к экзаменам и планировать поступление в колледж.

Что дальше?

Учитывать интересы корпоративных волонтеров, работать сообща с локальными НКО и бюджетными организациями, давать больше свободы в проявлении и развитии своих навыков и самостоятельно формировать наполнение корпоративных волонтерских программ — судя по всему, это станет вектором развития сферы корпоративного волонтерства в ближайшее время.

Как вовлеченные эксперты мы предлагаем посмотреть на нее как на сообщество и переориентировать наполнение добровольческих программ под его потребности и интересы. Предложить волонтерам самим выбирать локальные НКО для партнерства, подбирать наиболее интересные форматы проведения акций, создавать собственные проекты. Сейчас это может снизить издержки на сопровождение, а впоследствии — приведет волонтерское движение к самостоятельному функционированию и развитию.
Лайфхаки по подходам к корпоративному волонтерству
  1. Поддерживать всех участников вне зависимости от их интересов и опыта в волонтерском движении через личный контакт с кураторами — это позволит волонтерам быть увереннее и чувствовать опору.
  2. Давать новые инструменты и знания в виде гайдов, инструкций, шаблонов и чек-листов вместо готовых решений для запуска собственных волонтерских проектов — это придаст сообществу гибкость и самостоятельность.
  3. Дополнять программу волонтерство образовательными практиками в новых динамичных форматах — для погружения новичков, а также возможности для опытных волонтеров поделиться своей экспертизой и узнать новые подходы в решении знакомых задач.
  4. Добавить в образовательные практики личный контакт с консультантами и экспертами сферы — это позволит качественно улучшить волонтерские проекты и разобраться в тонкостях социального проектирования.
  5. Уйти от ограничений и директивного плана волонтерских событий, отдать инициативу и выбор в руки волонтеров — это даст им свободу самореализации, а проекты будут исходить из потребностей и интересов людей, отвечать на их личное «зачем».
  6. Объединять волонтеров через федеральные акции и марафоны — это позволит им не только ощутить свою причастность к большому сплоченному сообществу, но и вдохновит масштабными результатами в моменте.
Кстати, у You Social есть готовое решение «Как работать с выгоранием волонтеров», в рамках которого мы предлагаем программы с разными форматами для реализации в течение календарного года. Если вашей компании это актуально, мы готовы оперативно обсудить сотрудничество на 2024 год.
Новости You Social
  • 14 ноября мы участвовали в XII Московском международном форуме «Корпоративное волонтерство: бизнес и общество». Директор по развитию You Social, Полина Савельева, рассказывала о наших программах на сессии «Как сохранить драйв и системный подход к корпоративному волонтерству в условиях ограниченных ресурсов?».

  • 23 ноября мы провели вебинар «Корпоративные документы в сфере устойчивого развития и ESG: кому и зачем это нужно?». Рассказали о роли этих документов для бизнеса, наших кейсах, дали рекомендации и ответили на вопросы по теме. Запись вебинара доступна по ссылке.

  • В ноябре наши эксперты выступили с лекциями в московских ВУЗах. Студенты ВШЭ узнали о S-компоненте в ESG, его ландшафте, влиянии на бизнес-процессы, сотрудников и общество. А слушатели международной магистерской программы Business Management МГУ, проходящие практику в You Social, решали реальный бизнес-кейс компании на основе полученной от нас экспертизы и данных в сфере устойчивого развития.

  • 23 ноября также выступили приглашенными экспертами в MarCom клубе по темам «Соблюдение агентствами принципов ESG и доступной среды» и «Как организовывать креативы, ивенты и продакшн с учетом указанных принципов». Запись встречи можно посмотреть здесь.

  • К концу активного делового года наши эксперты подготовили несколько статей в СМИ:
- про устойчивый туризм и его риски - статья на РБК
- про то, как себя чувствует ESG в России - статья в Forbes
- объяснили, кто такие ESG-консультанты и почему бизнес идет к ним за советом - статья на VC.ru